Обсессивно-компульсивное расстройство является крайним, болезненным
выражением тех личностных особенностей, которые весьма высоко
ценятся в нашей культуре, если они представлены с меньшим размахом.
К этим личностным качествам относятся пунктуальность, настойчивость,
обязательность, внимание к деталям, самодисциплина, сдержанность,
вежливость и надежность. Однако, все хорошее, доведенное до абсурда
легко обращается в свою противоположность и становится плохим.
И тогда внимание к деталям превращается в навязчивое стремление
к Абсолютному Идеалу и нерешительность, пунктуальность становится
педантизмом, настойчивость оказывается "упертостью", вежливость
- морализаторством, самодисциплина - ригидностью, и так далее.
Обсессивно-компульсивную личность можно охарактеризовать как "стремящуюся
соответствовать". В основе этого стремления лежат примерно такие
убеждения: "Все будет хорошо, если все сделать абсолютно правильно",
"Я делаю все не так как нужно" и "Я смогу делать все правильно,
если буду делать очень правильно". Другими словами, такие люди
верят в свою неадекватность, в наличие Единственно Верного Пути
и в свою способность найти этот Верный Путь, идя по которому можно
будет не чувствовать бессилие перед трудностями, опасностями и
прочими неприятностями.
Обсессивно-компульсивные люди (как и в случае других личностных
расстройств) чаще всего страдают от "побочных эффектов" своих
особенностей. Таковыми обычно оказываются различного рода навязчивые
действия, такие как многократное мытье рук (вплоть до сдирания
кожи мочалкой), неоднократные возвращения домой для проверки того,
выключены ли электроприборы, и закрыты ли форточки, невозможность
закончить начатое дело, так как его можно сделать еще лучше, и
т.д. и т.п. Порой страдают даже не они сами, а их близкие, которых
они заставляют мыть руки, по особому включать или выключать свет
в комнате, "правильно" раскладывать вещи в квартире, и т.д.
Все эти навязчивости служат магическими ритуалами, призванными
уберечь человека от самых разных неприятностей, чаще всего достаточно
реальных. По крайней мере, так кажется тому, кто соблюдает эти
ритуалы. На самом деле они необходимы для того, чтобы уменьшит
тревогу, которая переполняет человека. А все те опасности, от
которых спасаются всеми этими "магическими" действиями - это не
что иное, как способ сделать тревогу более понятной - превратить
ее в страх. Ведь страх - это что-то конкретное, а тревога - штука
весьма размытая и непонятная.
Успешность лечения во многом зависит от способности человека
расстаться с идеей "Единственно Верного Способа Жить" и принять
ситуацию, когда к одной цели ведут разные пути. Что-то вроде того,
что "Все дороги ведут в Рим". Такой подход существенно меняет
постановку вопроса. Вместо "Если не выиграешь, то проиграешь все",
ставится задача максимизации выигрыша, так как возможность тотального
проигрыша становится практически нулевой.