<%@LANGUAGE="JAVASCRIPT" CODEPAGE="1251"%> Сайт врача-психотерапевта Пожидаева И.Н., г. Новосибирск
  Rambler's Top100
 
   

Сайт TREVOGA.NAROD.RU посвящен тревоге, ее причинам, формам проявления и влиянию на здоровье человека. Необходимость рассмотрения тревоги вызвана тем, что, с одной стороны, тревога является одной из основных причин всей психопатологии не органического происхождения. С другой стороны, степень тревожности общества постоянно растет и дальше будет только усиливаться, поэтому будет расти и число как невротических, так и психотических расстройств. Понимание сути тревоги может, в некоторой степени, ослабить эти неприятные тенденции.
У читателя может создаться впечатление, что сайт "перегружен" темой смерти. Так оно и есть. Это сделано преднамеренно, так как тема смерти постоянно всплывает в ходе психотерапевтической работы, что говорит о ее важности для пациентов (если только не стараться этого не замечать). Кроме того, в Интернете не так много психотерапевтических материалов, уделяющих этой теме достаточное внимание. Поэтому здесь я стараюсь восполнить этот пробел.

Содержание сайта отражает личную позицию автора и не претендует на абсолютную истинность.

 
| | | | | |    
Тревога
Психологические защиты
Неврозы
Психотерапия
Психотерапевты
Кому нужна психотерапия
Люди
Рождение
Периоды жизни
Возрастные кризисы
Смерть
 
Если этот сайт интересен вам, проголосуйте за него - это поможет другим людям быстрее находить его в поисковых системах.
Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС!
Rambler's Top100
Коллеги в сети (Ссылки)
Психотерапия, консультации и обучение гештальт-терапии »

психологические защиты

Интроекция

Интроекция - это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. Бессознательное, символическое присоединение к себе, включение в себя физического образа любимого или ненавидимого внешнего объекта с целью установления близости с ним и его постоянного присутствия; либо для возможности осуществлять контроль над ним.

В своих благоприятных формах интроекция ведет к примитивной идентификации со значимыми другими. Маленькие дети как губка впитывают в себя всевозможные реакции, проявления чувств и формы поведения значимых в их жизни людей. Задолго до того, как ребенок становится способным принять субъективное волевое решение быть таким, как мама или папа, он уже "проглотил" их в некоем смысле. Это, скорее, рефлекторный процесс, необходимый для быстрейшего приспособления к выживанию. И это крайне необходимый процесс, позволяющий человеку самым быстрым способом овладеть любыми навыками (но не знаниями).

Интроекция, как и проекция, может принимать очень деструктивный характер. Примером патологической интроекции является процесс, названный - "идентификация с агрессором". Когда в ситуациях переживания страха или плохого обращения люди пытаются овладеть своим страхом и страданием, перенимая качества мучителей. "Я не беспомощная жертва; я сам наношу удары и я могущественен", - людей неосознанно влечет к подобной защите.

Другой путь, которым интроекция может приводить к патологии, связан с горем и его отношением к депрессии. Когда кого-то мы любим или глубоко к кому-то привязаны, мы интроецируем этого человека, и наше представление о нем внутри нас становится частью нашей представления о себе ("Я сын своего отца", "я муж Марии", "я отец своего ребенка", "я друг Владимира" и так далее). Если человек, чей образ мы присоединили к себе, по какой то причине недосягаем для нас, или умер, мы чувствуем, что не просто окружающий нас мир стал беднее, но и мы сами как-то уменьшились, какая-то часть нашего собственного "Я" умерла. Внутри начинает преобладать чувство пустоты.
Кроме того, если, стремясь воссоздать присутствие любимого объекта, вместо того, чтобы его отпустить, мы становимся поглощены вопросом о том, в результате какой нашей ошибки или греха он ушел от нас.

Притягательная сила этого обычно неосознаваемого процесса основана на скрытой в нем надежде, что, поняв свою ошибку, мы вернем человека (еще одна манифестация инфантильного всемогущества).

Таким образом, если мы пытаемся избежать горя, то взамен получаем бессознательные самоупреки. Если же человек не в состоянии с течением времени внутренне отделиться от любимого существа, образ которого им интроецирован, и не может эмоционально переключиться на других людей (что и составляет функцию процесса горевания), он будет продолжать чувствовать себя "уменьшенным", недостойным, истощенным и потерянным.

 
 
©2005. Пожидаев И.Н.
 
Сайт создан в системе uCoz