<%@LANGUAGE="JAVASCRIPT" CODEPAGE="1251"%> Кризисные периоды жизни|Сайт врача-психотерапевта Пожидаева И.Н., г. Новосибирск
  Rambler's Top100
 
   

Сайт TREVOGA.NAROD.RU посвящен тревоге, ее причинам, формам проявления и влиянию на здоровье человека. Необходимость рассмотрения тревоги вызвана тем, что, с одной стороны, тревога является одной из основных причин всей психопатологии не органического происхождения. С другой стороны, степень тревожности общества постоянно растет и дальше будет только усиливаться, поэтому будет расти и число как невротических, так и психотических расстройств. Понимание сути тревоги может, в некоторой степени, ослабить эти неприятные тенденции.
У читателя может создаться впечатление, что сайт "перегружен" темой смерти. Так оно и есть. Это сделано преднамеренно, так как тема смерти постоянно всплывает в ходе психотерапевтической работы, что говорит о ее важности для пациентов (если только не стараться этого не замечать). Кроме того, в Интернете не так много психотерапевтических материалов, уделяющих этой теме достаточное внимание. Поэтому здесь я стараюсь восполнить этот пробел.

Содержание сайта отражает личную позицию автора и не претендует на абсолютную истинность.

 
| | | | | |    
Тревога
Психологические защиты
Неврозы
Психотерапия
Психотерапевты
Кому нужна психотерапия
Люди
Рождение
Периоды жизни
Возрастные кризисы
Смерть
 
Если этот сайт интересен вам, проголосуйте за него - это поможет другим людям быстрее находить его в поисковых системах.
Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС!
Rambler's Top100
Коллеги в сети (Ссылки)
Психотерапия, консультации и обучение гештальт-терапии »
 

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти.
Эвви Неф

Каждая решенная проблема порождает новую неразрешимую проблему.
Министерство труда США

Человек развивается очень неравномерно. Особенно эта неравномерность ощутима в детском возрасте. Давно замечено, что есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Критические периоды сопровождают человека на протяжении всей жизни. То, что наибольшее внимание уделяют кризисам детского возраста понятно - кризисы происходят с детьми, но все трудности приходится расхлебывать взрослым. А все потому, что за время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется практически весь, в основных чертах личности. Это революционные, бурные перемены как по скорости, так и по смыслу совершающихся перемен. Кризисы у взрослых протекают менее бурно, но это не значит, что они менее важные и безболезненные. Просто взрослые научились скрывать происходящее с ними.

Для критических периодов характерны следующие особенности:

а) Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает максимальной силы и становится заметным со стороны.

б) Наблюдается асоциальность (не путать с антисоциальностью), которая проявляется в строптивости, падении работоспособности, возрастает количество конфликтов с окружающими. (Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения.) Внутренняя жизнь человека в это время связана с мучительными переживаниями.

в) Во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается, скорее, разрушительная, нежели созидательная работа. Человек не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Но это только кажется, что в критические периоды происходят только разрушительные процессы. Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. И то, что в быту, собственно, и называют кризисом, это, на самом деле, вторая, кульминационная фаза кризиса.

Итак, критические периоды состоят из трех этапов:

  1. Предкритическая фаза.
  2. Критическая (кульминационная) фаза.
  3. Посткритическая фаза.

Смысл и значение кризиса становятся более понятны, если рассматривать их начиная с последней - посткритической фазы кризиса. В этот период человек оказывается как бы у разбитого корыта - большая часть того мировоззрения, что было ранее, разрушена, поэтому приходится создавать нечто новое. Это новое строится в срочном порядке, на обломках старого мира, сразу после его крушения. Пока это просто каркас будущего здания. Следующий затем период затишья посвящается облагораживанию этого каркаса теми знаниями и умениями, которые мы приобретаем день за днем. Так происходит до тех пор, пока эта конструкция не перестает вмещать все то новое, что появляется в жизни человека. Тогда и наступает предкритическая фаза - столкновение с мыслью, что в старые стены не втиснешь новую мебель. А коли так, значит надо снова все ломать. И мы опять оказываемся в кульминационной фазе кризиса. Круг замкнулся. И, хотя, ломать - не строить, ломать свое чертовски обидно. Тем обиднее, чем больше надежд возлагалось на то, что предстоит рушить. Так что сила кризиса пропорциональна степени разочарования в разрушаемом мировоззрении. Этим объясняется и то, почему кризисы взрослого возраста проходят более незаметно - взрослые не склонны полностью разрушать построенное здание. Они делают перепланировку. Дешево и сердито.

Итак, кризисы. Пока что их 8:

   
 
©2005. Пожидаев И.Н.
 
Сайт создан в системе uCoz