Механизм, преобразующий негативный
аффект в позитивный или наоборот, для того чтобы свести угрозу к
минимуму.
Например, трансформация ненависти в любовь, привязанности
в презрение, враждебности в дружелюбие. Если в семье появляется
новорожденный и происходит оттеснение старшего ребенка, ему нужно
иметь достаточную силу, чтобы сдержать чувства ревности и гнева
и обратить их в сознательное чувство любви к новорожденному. Типичным
для реактивного образования является то обстоятельство, что какой-то
неуправляемый аффект "прорывается" сквозь защиту, так что сторонний
наблюдатель может почувствовать: в сознательном эмоциональном представлении
что-то переиграно или фальшиво. Старшие братья и сестры в отношении
младших могут "любить их до смерти": обнимать слишком сильно, петь
ему слишком громко, баюкать его слишком агрессивно и так далее.
Многие взрослые помнят истории, когда старшие щипали своих младших
братьев и сестер, пока те не начинали плакать, оправдывая себя тем,
что они это делают из любви.
Реактивное образование, помимо обращения эмоции
в противоположную, может служить устранению двойственности переживаний:
мы можем ненавидеть человека, которого любим, обижаем того, к которому
испытываем благодарность и признательность. При реактивном формировании
человек убеждает себя в том, что все, что он чувствует, относится
только к одному полюсу сложного эмоционального ответа.
Реактивное образование является излюбленной защитой
в тех случаях, когда враждебные чувства и агрессивные импульсы являются
главным содержанием, и на опыте проверено, насколько опасно не уметь
держать их в руках. |