<%@LANGUAGE="JAVASCRIPT" CODEPAGE="1251"%> Раннее детство|Сайт врача-психотерапевта Пожидаева И.Н., г. Новосибирск
  Rambler's Top100
 
   

Сайт TREVOGA.NAROD.RU посвящен тревоге, ее причинам, формам проявления и влиянию на здоровье человека. Необходимость рассмотрения тревоги вызвана тем, что, с одной стороны, тревога является одной из основных причин всей психопатологии не органического происхождения. С другой стороны, степень тревожности общества постоянно растет и дальше будет только усиливаться, поэтому будет расти и число как невротических, так и психотических расстройств. Понимание сути тревоги может, в некоторой степени, ослабить эти неприятные тенденции.
У читателя может создаться впечатление, что сайт "перегружен" темой смерти. Так оно и есть. Это сделано преднамеренно, так как тема смерти постоянно всплывает в ходе психотерапевтической работы, что говорит о ее важности для пациентов (если только не стараться этого не замечать). Кроме того, в Интернете не так много психотерапевтических материалов, уделяющих этой теме достаточное внимание. Поэтому здесь я стараюсь восполнить этот пробел.

Содержание сайта отражает личную позицию автора и не претендует на абсолютную истинность.

 
| | | | | |    
Тревога
Психологические защиты
Неврозы
Психотерапия
Психотерапевты
Кому нужна психотерапия
Люди
Рождение
Периоды жизни
Возрастные кризисы
Смерть
 
Если этот сайт интересен вам, проголосуйте за него - это поможет другим людям быстрее находить его в поисковых системах.
Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС!
Rambler's Top100
Коллеги в сети (Ссылки)
Психотерапия, консультации и обучение гештальт-терапии »

периоды жизни

Раннее детство (1—3 года)

По прошествии кризиса первого года наступает период раннего детства. В этом возрасте малыш окончательно понимает, что он и окружающий мир - это не одно и тоже. Он также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от его желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца такова: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".

В 1,5 — 2 года дети становятся способны "помнить" объекты, то есть понимать, что они существуют и думать о них даже тогда, когда они их не видят. Возникает то, что называется: "постоянство объекта". Узнавая знакомый объект, ребенок воспринимает его не как новый, а как тот же самый, что и раньше. И детям нравится этот процесс появления того, чего только что не было. В этом возрасте малыши увлеченно играют в "Тю-тю" - исчезновение и появление предметов. Ребенок может часами выбрасывать игрушки из кроватки, требуя, чтобы ему их подавали обратно и, радуясь появлению предмета, выбрасывать его снова.

Но не все брошенное возвращается обратно. Съеденное яблоко делает "тю-тю" и не появляется снова. То, что появляется потом с другой стороны попадает в горшок, делает "тю-тю" и больше не появляется. (Кстати, для ребенка - это часть его самого, а не бог весть что.) Поэтому, замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения навсегда, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться ванной и туалета, думая, что вода может унести их с собой, как уносит ту часть его самого, которую взрослые называют "кака".

Но страх исчезновения, страх небытия - это не что иное, как завуалированный страх смерти. Просто нет еще такого слова - "смерть". Но отсутствие названия не освобождает от страха. Отсутствие названия уменьшает степень осознавания и превращает страх в тревогу.
Так, или иначе, но первое знакомство со смертью происходит в возрасте 2 - 3 года (если не раньше). Это знакомство осложняется тем, что у ребенка нет понимания времени. Он может воспринимать только короткие причинно-следственные связки: йод - больно, конфета - сладко. Поэтому, возможность исчезнуть - это то, что может произойти именно сейчас, вот-вот. (Как исчезает та часть меня, которая вырастает из моей "пи-пи".) А это уже совсем грустно. Поскольку страх исчезновения это страх процесса, а не конкретной причины, то причиной может стать все, что угодно. Маска, кукла, ковер на стене или полу, сдувающийся воздушный шарик — все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.
Если принять во внимание то, что ребенок не может понять как это - "меня не будет"? "А где я буду, когда меня не будет?" - вполне нормальный детский вопрос. То можно представить себе, что творится в детской голове.
(Кстати, представить свое небытие не по силам даже взрослому, что уж говорить о детях. Если не верите - попытайтесь представить, как это - вас не будет.)
В общем, ситуация запутывается окончательно, страх небытия умножается на понимание неизбежности этого (все живое...). Куда податься крохе? - конечно к родителям.

"Крошка сын пришел к отцу и спросила кроха...": "Папа, мам, а я умру?.." Что слышит, а главное, что видит эта кроха в ответ на свой вопрос?

Первое, что увидит, именно увидит, а не услышит ребенок в ответ - это страх в глазах родителей. (Родители тоже люди - они тоже боятся смерти, только для них это актуальнее - они старше.) И уже после этого услышит стандартное: "Нет, ты не умрешь!" В итоге, на бессознательном уровне ребенок получает сигнал о том, что смерть - это ужасно, а на сознательном уровне получает информацию о том, что он попросту бессмертен.. То есть происходит искажение реальности с помощью такой психологической защиты как отрицание.

На самом деле, в той ситуации, в которой находится ребенок в 3 - 4 года - это, пожалуй, единственно верное решение. Просто в сочетании с тем пониманием смерти, которое сложилось в современном обществе все это образует крайне взрывоопасный коктейль, который потом и взрывается неврозами, психопатиями и психозами.

Отрицание отрицанием, но ребенок нуждается в защите. Усвоенное с первых дней жизни понимание взрослого, как "Защитника", толкает ребенка на поиск способов манипулирования взрослыми таким образом, чтобы чувствовать себя максимально защищенным. Для этого достаточно соответствовать ожиданиям этих взрослых. То есть вести себя так, чтобы они были довольны. Поэтому, ребенок начинает отслеживать реакции родителей на свои поступки, и старается не делать то, что не нравится взрослым, даже если очень хочется это сделать.

Столкнувшись с противоречием между своими желаниями и ожиданиями взрослых, ребенок начинает бояться не соответствовать этим ожиданиям, а значит потерять защиту. От этого страха, в отличие от страха смерти, защититься легче - достаточно избавиться от "неправильных" желаний. Так начинает формироваться вытеснение - еще одна психологическая защита.

Только не нужно думать, что стремление соответствовать социальным требованиям - это плохо. Наоборот, без этого невозможно выживание вообще. Этот механизм позволяет нам жить в обществе не вступая с ним в конфликт.

Необходимость управлять защитниками-взрослыми одновременно подчиняясь им и их требованиям создают основу кризиса трех лет.

 
 
©2005. Пожидаев И.Н.
 
Сайт создан в системе uCoz