Благополучно пережив первые два
месяца и разобравшись с собой, ребенок принимается за окружающий
мир. Правда этот мир еще сложно назвать "окружающим" -
ребенок продолжает воспринимать его как часть себя, но, примерно
с полугода, там уже начинает формироваться представление о том,
что есть еще нечто, кроме меня. Это - "ТЫ". "ТЫ"
- это то, которое делает сытость, сухость, тепло и уютность. Обычно
это мать, но в эту категорию уже встраиваются другие значимые близкие
люди (отец, бабушки, дедушки и т.д.). Начинает разрывается слитность
ребенка и взрослого, появляются двое. В это время формируется чувство
привязанности. Сейчас самое главное для ребенка – непосредственно-эмоциональное
общение со взрослым. При этом, главная потребность младенческого
возраста - потребность в безопасности и защищенности.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему
миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет - ограничивает
взаимодействие с миром замыкаясь в себе. Именно в младшем возрасте
мы формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру
(людям, вещам, явлениям), которое потом пронесем через всю жизнь.
Общение, связанное с ощущением комфорта, способствует формированию
детской привязанности больше, чем своевременное кормление. Чувство
отчужденности, в свою очередь, легко возникает при дефиците внимания,
любви, ласки и заботы, тем более при жестоком обращении с детьми.
Если "ТЫ" даешь мне то, что мне необходимо и тогда, когда
мне это нужно - то "ТЫ" хорошая (хороший), если нет -
то "ТЫ" плохая (плохой). Дополняя хорошее или плохое мнение
и себе, сформированное в первые недели жизни, человечек получает
возможность строить общение с определенной позиции: "Я - хороший,
Ты - хороший", "Я - плохой, Ты - хороший", "Я
- хороший, Ты - плохой" и "Я и Ты, мы оба плохие".
Не трудно догадаться, что все четыре позиции подразумевают разные
способы взаимодействия.
С 4 по 8 месяц дети становятся способны воспринимать предметы
в пространстве. Правда эти предметы существуют для ребенка только
тогда, когда он их видит. Если же они не видны - значит их нет.
Так, например, ребенок перестанет интересоваться игрушкой, которую
держит в руке, если ее просто накрыть одеялом. Но он обрадуется,
если увидит ее снова. Он узнает знакомое, но это будет "такое
же", а не "то же".
Помимо этого, в 7 — 8 месяцев появляются первые страхи (страх
"чужого"). А от 8 до 12 месяцев появляются первые признаки
умения предвосхитить события (например, дети плачут при виде йода).
Завершается период младенчества кризисом
одного года.