Кто сказал, что с началом школы детство заканчивается? Как бы
не так! Оно еще только начинает заканчиваться. Взрослые требуют
от ребенка самостоятельности - "Нате вам, получите"
- ребенок становится менее подвержен влиянию взрослых. Гораздо
большее влияние приобретает коллектив сверстников.
С одной стороны, это хороший повод для того, чтобы приспособить
к реальности ту историю, которую ребенок нафантазировал себе на
основе сказок и разговоров взрослых. Если раньше ребенок "жил"
в сказке, то теперь волшебство исчезает, и сказочный сюжет переносится
в жизнь. Происходит уточнение сценария, привыкание к нему.
С другой стороны, коллектив - это сила. Даже в гораздо более младшем
возрасте два малыша, взявшись за руки, запросто потопают туда,
куда один не пойдет ни за какие коврижки. А уж в начальной школе...
Именно в эти годы детвора начинает активно лезть куда не следует.
(Я, например, хорошо помню, как в первом классе, во время
апрельского субботника, "прогуливался" по карнизу за
окном 4(!) этажа школы. А в третьем - мы прыгали в сугробы с крыши
магазина "Чемпион", что на площади Калинина. Проходя
там сегодня - аж удивительно становится, что до сих пор живой.)
Зачем? Да все за тем же - чтобы удостовериться в своей исключительности
и бессмертии. И хотя в это время кажется, что ребенка не беспокоит
тема смерти - это только кажется. Просто в очередной раз уверовав
в свое бессмертие, дети позволяют себе пошутить над смертью, подергать
ее за усы. Именно на этот возраст приходится расцвет всяких "страшилок"
и "ужастиков". В этом возрасте мы "персонифицируем"
смерть. У нее есть конкретные причины. Умирают не просто так,
"а потому, что...". Потому, что попадают под машины
, тонут, болеют, становятся жертвами убийц. Но от причины смерти
можно убежать или избегать ее: "А спорим, я пробегу перед
машиной", "ну и беги сам, а мне и здесь хорошо";
"А спорим, я доплыву до того берега.", "ну и плыви,
а меня на лодке перевезут".
Сама смерть тоже представляется в виде конкретной персоны - "Старая
с косой". Этот образ - уже часть мировой культуры. Она приходит,
когда хочет и забирает того, кого хочет. Но от конкретной персоны
тоже можно защититься. От нее можно спрятаться, с ней можно договориться,
с ней можно побороться, от нее можно убежать, в конце концов.
Но все-таки, детство заканчивается. Ребенок вынужден признать
это. Но, боже мой! Как с этим тяжело соглашаться. И вся эта тяжесть
падает на кризис 13 лет.