Детство - счастливейшие годы жизни, но только
не для детей.
Майкл Муркок
Перешагнув через кризис 3 лет
ребенок чуть-чуть примиряется со своей "обычностью"
- "да, я такой же как все". Это понятно потому, что
я устроен так же как они, это видно и в зеркале. Но! Ребенок в
3 - 4 года уже, обычно, знает, что люди вырастают, стареют и умирают.
Поэтому ребенок вновь сталкивается со страхом смерти. Самым простым,
а значит и естественным примирением с верой в собственное бессмертие
оказывается вера в свою исключительность: "Я не умру потому,
что я не такой, как все - я особенный".
Вдобавок к этому, столкнувшись с требованиями социума в лице
родителей, ребенку приходится что-то делать со своим "всемогуществом".
Для решения данного вопроса ребенку необходима "помощь"
родителей, которые могут поощрять "могущество" ребенка,
освобождая его от своей заботы, поощряя его самостоятельность
и отдавая должное его достижениям. А могут избавлять его от всемогущества,
освобождая от самостоятельности с помощью гиперопеки, поощряя
таким образом слабость.
И в том, и в другом случае ребенок, обеспокоенный мыслями о смерти
(а дети в этом возрасте думают о ней постоянно) использует любые
действия родителей в своих интересах. Приучаемый родителями к
самостоятельности, ребенок привыкает сам решать свои проблемы.
В том числе проблему обретения бессмертия. Жизненное кредо такого
человечка: "Я настолько исключителен и всемогущ, что смогу
победить (обмануть, переиграть) смерть". В противоположном
случае жизненная позиция принимает примерно такую формулировку:
"Я настолько исключителен, что найдется кто-то всемогущий,
кто защитит меня от смерти".
Наряду с этой темой ребенок решает и другие вопросы. Например
вопрос времени. Начиная оперировать понятиями "было",
"есть" и "будет", ребенок получает возможность
представлять себя во времени, а значит - планировать свое будущее.
И не важно, что эти планы имеют форму фантазий. Детские мечты
- штука весьма опасная - они имеют привычку сбываться в зрелости.
Основой для детских фантазий служат сказки. Волшебные сказки
привлекательнее бытовых, так как там есть простор для применения
веры в могущество. Но сказок много, они все такие разные, как
разные и герои в них. Какую сказку себе выбрать? Вот тут-то и
приходится ко двору представление о себе - "Я - хороший"
или "Я - плохой" и о тебе - "Ты - хороший",
или "Ты - плохой". Если учесть, что есть еще и "Они"
- те, с кем мы сейчас не контактируем, но о ком знаем, что они
есть, то найти себе подходящий персонаж проще пареной репы: "Жила
- была девочка, очень похожая на тебя..." или мальчик, главное
что похожий. Поэтому "ждет тебя впереди то же самое, что
и ее", или его - неважно. Гораздо важнее то, что родители
и иже с ними старательно вносят нюансы в стандартный сказочный
сюжет: "ласковое": "Идиот!" вносит другую
специфику в сюжет, нежели "Ну, умница, что сказать!".
Поэтому, читая одинаковые книжки, слушая одинаковые истории, дети
придумывают себе разную жизнь. Которую потом и проживают.
Что самое досадное в этой ситуации, так это то, что опираясь на
веру в свое бессмертие, ребенок может включить смерть в свои фантазии:
"Вот умру - тогда вы узнаете... ". Тем более, что сюжет
гибели и возрождения регулярно повторяется в волшебных сказках.
В процессе психотерапии часто приходится обращаться к этим годам
жизни пациентов, так как именно здесь кроются ответы на многие
вопросы, а более ранний возраст забыт практически полностью.