<%@LANGUAGE="JAVASCRIPT" CODEPAGE="1251"%> Среднее детство|Сайт врача-психотерапевта Пожидаева И.Н., г. Новосибирск
  Rambler's Top100
 
   

Сайт TREVOGA.NAROD.RU посвящен тревоге, ее причинам, формам проявления и влиянию на здоровье человека. Необходимость рассмотрения тревоги вызвана тем, что, с одной стороны, тревога является одной из основных причин всей психопатологии не органического происхождения. С другой стороны, степень тревожности общества постоянно растет и дальше будет только усиливаться, поэтому будет расти и число как невротических, так и психотических расстройств. Понимание сути тревоги может, в некоторой степени, ослабить эти неприятные тенденции.
У читателя может создаться впечатление, что сайт "перегружен" темой смерти. Так оно и есть. Это сделано преднамеренно, так как тема смерти постоянно всплывает в ходе психотерапевтической работы, что говорит о ее важности для пациентов (если только не стараться этого не замечать). Кроме того, в Интернете не так много психотерапевтических материалов, уделяющих этой теме достаточное внимание. Поэтому здесь я стараюсь восполнить этот пробел.

Содержание сайта отражает личную позицию автора и не претендует на абсолютную истинность.

 
| | | | | |    
Тревога
Психологические защиты
Неврозы
Психотерапия
Психотерапевты
Кому нужна психотерапия
Люди
Рождение
Периоды жизни
Возрастные кризисы
Смерть
 
Если этот сайт интересен вам, проголосуйте за него - это поможет другим людям быстрее находить его в поисковых системах.
Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС!
Rambler's Top100
Коллеги в сети (Ссылки)
Психотерапия, консультации и обучение гештальт-терапии »

периоды жизни

3 - 7 лет. Среднее детство (дошкольное детство)

Детство - счастливейшие годы жизни, но только не для детей.
Майкл Муркок

Перешагнув через кризис 3 лет ребенок чуть-чуть примиряется со своей "обычностью" - "да, я такой же как все". Это понятно потому, что я устроен так же как они, это видно и в зеркале. Но! Ребенок в 3 - 4 года уже, обычно, знает, что люди вырастают, стареют и умирают. Поэтому ребенок вновь сталкивается со страхом смерти. Самым простым, а значит и естественным примирением с верой в собственное бессмертие оказывается вера в свою исключительность: "Я не умру потому, что я не такой, как все - я особенный".

Вдобавок к этому, столкнувшись с требованиями социума в лице родителей, ребенку приходится что-то делать со своим "всемогуществом". Для решения данного вопроса ребенку необходима "помощь" родителей, которые могут поощрять "могущество" ребенка, освобождая его от своей заботы, поощряя его самостоятельность и отдавая должное его достижениям. А могут избавлять его от всемогущества, освобождая от самостоятельности с помощью гиперопеки, поощряя таким образом слабость.

И в том, и в другом случае ребенок, обеспокоенный мыслями о смерти (а дети в этом возрасте думают о ней постоянно) использует любые действия родителей в своих интересах. Приучаемый родителями к самостоятельности, ребенок привыкает сам решать свои проблемы. В том числе проблему обретения бессмертия. Жизненное кредо такого человечка: "Я настолько исключителен и всемогущ, что смогу победить (обмануть, переиграть) смерть". В противоположном случае жизненная позиция принимает примерно такую формулировку: "Я настолько исключителен, что найдется кто-то всемогущий, кто защитит меня от смерти".

Наряду с этой темой ребенок решает и другие вопросы. Например вопрос времени. Начиная оперировать понятиями "было", "есть" и "будет", ребенок получает возможность представлять себя во времени, а значит - планировать свое будущее. И не важно, что эти планы имеют форму фантазий. Детские мечты - штука весьма опасная - они имеют привычку сбываться в зрелости.

Основой для детских фантазий служат сказки. Волшебные сказки привлекательнее бытовых, так как там есть простор для применения веры в могущество. Но сказок много, они все такие разные, как разные и герои в них. Какую сказку себе выбрать? Вот тут-то и приходится ко двору представление о себе - "Я - хороший" или "Я - плохой" и о тебе - "Ты - хороший", или "Ты - плохой". Если учесть, что есть еще и "Они" - те, с кем мы сейчас не контактируем, но о ком знаем, что они есть, то найти себе подходящий персонаж проще пареной репы: "Жила - была девочка, очень похожая на тебя..." или мальчик, главное что похожий. Поэтому "ждет тебя впереди то же самое, что и ее", или его - неважно. Гораздо важнее то, что родители и иже с ними старательно вносят нюансы в стандартный сказочный сюжет: "ласковое": "Идиот!" вносит другую специфику в сюжет, нежели "Ну, умница, что сказать!". Поэтому, читая одинаковые книжки, слушая одинаковые истории, дети придумывают себе разную жизнь. Которую потом и проживают.
Что самое досадное в этой ситуации, так это то, что опираясь на веру в свое бессмертие, ребенок может включить смерть в свои фантазии: "Вот умру - тогда вы узнаете... ". Тем более, что сюжет гибели и возрождения регулярно повторяется в волшебных сказках.

В процессе психотерапии часто приходится обращаться к этим годам жизни пациентов, так как именно здесь кроются ответы на многие вопросы, а более ранний возраст забыт практически полностью.

 
 
©2005. Пожидаев И.Н.
 
Сайт создан в системе uCoz