Выделение юности в отдельную категорию актуально только для развитых
индустриальных обществ. В тех культурах, которые мы считаем отсталыми,
эта пора является заключительной фазой подростковости, а с 16
- 18 лет начинается полная взрослость. Только что толку, что мы
живем в цивилизованном мире. По сути дела, 17-ти летний подросток
отличается от 20-ти летнего юноши годом рождения, да количеством
сексуальных контактов. Можно считать новообразованием этого периода
реализацию решения "кем быть", принятое в конце подросткового
периода, но по своей сути - это продолжение обучения быть взрослым.
Поэтому юность лучше рассматривать как затянувшееся прощание с
отрочеством. В любом случае все, что имеет начало, имеет и конец.
Юность тоже заканчивается, и заканчивается кризисом
юношеского возраста. Только назвать время наступления этого
события трудновато. Наиболее точной датой следует признать тот
момент, когда самостоятельное зарабатывание средств существования
становится ведущей деятельностью.
Главная проблема юношеского периода заключается в том, что его
затягивание, характерное для информационной культуры вроде нашей,
может усиливать тревожность. Постепенное, неторопливое взросление,
когда биологически взрослый человек оказывается социально опекаем
учителями сохраняет чувство детскости и несамостоятельности у
взрослого человека. Несамостоятельность сродни беспомощности и
бессилию - этим важным компонентам тревожности.