Личностно-ориентированный подход включает в себя несколько теоретических
подходов, объединенных тем, что они придают первостепенное значение
восприятию человеком себя, своего места в этом мире, своих способностей,
умений и ограничений. Большинство этих подходов считают основной
точкой приложения своих усилий процесс переработки информации
- мышление.
Каждый из нас по своему отвечает себе на вопросы: "Что я такое?
Что я могу, а что - нет? В каком мире я живу? Что такое хорошо
и что такое плохо? " Каждый человек имеет представление о том,
каким ему хочется быть - "идеальное Я". (Например: "Я хочу быть
президентом банка".) В то же время, каждый из нас знает, что он
представляет из себя на самом деле - "реальное Я". (Например:
"Я - простой бухгалтер", "Я - желаю другим только хорошего".)
Кроме этого, в каждой конкретной ситуации человек осознает себя
тем или иным образом. И это осознание себя составляет его "актуальное
Я" (Например: "Я ненавижу этого негодяя, чтоб он сдох, скотина!..)
В том случае, когда эти представления расходятся очень сильно:
"Я - президент" и "Я - бухгалтер", или: "Я желаю другим только
хорошего" и "Я желаю ему смерти", возникает тревога,
из-за внутренней противоречивости, приводящей к представлению
о собственной неполноценности.
Другим поводом для тревоги может стать необходимость заниматься
деятельностью, в которой человек не чувствует себя компетентным.
Ощущение себя неспособным действовать успешно ставит человека
перед необходимостью осознать свое, пусть локальное, но бессилие.
Но бессилие в настоящем легко проецируется в будущее, делая его
опасным. Это является достаточным поводом для организации "защитного"
поведения, которое, на деле, существенно ограничивает личность.
Поэтому задача психотерапевта помочь пациенту осознать, что и
почему он сам думает о себе и том мире, в котором он живет, насколько
такое восприятие себя помогает или мешает ему жить. И помочь создать
такое понимание себя, которое сделает жизнь более полноценной
и непротиворечивой.