Способность планировать будущее и способность
испытывать тревогу - две стороны одной медали.
Ховард Лидделл
То, как человек воспринимает опасность, важнее
самой опасности.
Ролло Мэй
Тот кто назвал двадцатый век веком тревоги просто не жил в двадцать
первом. Признаки тревоги находятся везде: разводы, функциональные
психические расстройства (неврозы), самоубийства, разнообразные
проявления агрессии на индивидуальном и государственном уровнях
– все они расползаются по планете вслед за уверенной поступью
западной цивилизации. В чем же причина такой несправедливости?
Почему с улучшением условий жизни тревожнее становится сама жизнь?
И правда ли, что только люди испытывают тревогу?
Начнем с самого простого. Действительно, в естественных условиях
тревога – это исключительно человеческое достояние. У животных
тревожные реакции вызываются с великим трудом и только (!) усилиями
«человеческого фактора». В природных условиях животные не демонстрируют
тревожных реакций.
В связи с этим интересно заметить, что тревога не есть врожденный
спутник человека. Первое время мы не умеем тревожиться. Сразу
после рождения ребенок испытывает нормальные психофизиологические
реакции – испуг в неожиданных ситуациях, который может перерасти
в страх, а может стать радостным возбуждением – смотря какая неожиданность
испугала ребенка. Это и есть естественное развитие событий: испуг,
вызывающий мобилизацию организма (собственно, это и есть его функциональная
обязанность) и трансформирующийся в страх, в случае оценки ситуации
как опасной. И последующая разрядка возникшего напряжения в виде
нападения или бегства. В этой последовательности нет места для
тревоги.
И все-таки наступает момент, когда ребенок начинает проявлять
признаки беспокойства при отсутствии видимого повода. Причем начинается
это не ранее того момента, когда человечек становится способен
мало-мальски прогнозировать будущее. С этого момента тревога будет
верным спутником человека всю дальнейшую жизнь.
Только не надо думать, что тревога это плохо и ужасно. Ни в коем
случае. Уметь тревожиться – это не просто хорошо, это необходимо
для выживании. Другое дело, когда тревога выходит за рамки допустимого
и превращается из вспомогательного в главный фактор жизнедеятельности.
Что же такое тревога, и чем она отличается от страха? По своим
физиологическим проявлениям страх и тревога трудноотличимы. Разница
существует на психологическом уровне. Во-первых, страх имеет конкретную
причину, а тревога такой причины не имеет. Поэтому, тревогу можно
определить как страх неизвестного. Во-вторых, страх существует
в настоящем – если вы боитесь, то боитесь сейчас. Тревога всегда
обращена в будущее. Тревожиться можно только по поводу того, что
еще не случилось. Это нормальная, здоровая тревога, которая поддерживает
организм в постоянном тонусе и делает нас готовыми к различным
неожиданностям. Эта, здоровая, тревога не составляет проблемы
для нашего существования.
Но есть и другая – патологическая тревожность, которая не помогает,
а мешает жить. Превращение нормальной тревоги в патологическую
происходит тогда, когда не удается достаточно точно определить
круг возможных угроз и приготовиться к ним. В этом случае чувство
опасности умножается на бессилие противостоять угрозам. И именно
ощущение бессилия делает тревогу невыносимой. И здесь появляется
еще один мощный фактор, который в корне меняет всю картину.
Что произойдет, если создать запредельную неприятность, которая
случится обязательно, но неизвестно когда, где и как? От которой
можно защищаться, но только какое-то время? Причем, неизвестно
какое. Этакое сочетание предельной определенности и неопределенности.
Поскольку неприятность по определению запредельная, то стремление
ее предотвратить будет весьма и весьма сильным. Возможность противостоять
ей будет достаточным основанием, для того, чтобы превратить стремление
в деятельность. Но обязательная неопределенность «когда, где и
как» не позволит успокоиться ни на минуту, потому, что именно
в эту минуту расслабления и может все случиться. Такую тревогу
можно назвать страхом известного, но неизвестно когда.
Слишком мудрено? Но у каждого из нас есть такая предопределенная
неопределенность. То неприятное, чего хочется избежать любым способом.
Что все равно произойдет, только неизвестно когда, где и как.
Это смерть. Можно избежать всего, но только не этого.
Трагизм ситуации заключается в том, что и испуг, и страх, и тревога,
все они являются защитными механизмами, обеспечивающими наше выживание.
Притом, что мы заранее знаем, что однажды защиты не сработают
и мы умрем. Игра на проигрыш никого не устраивает, поэтому мы
делаем все, для того, чтобы убедить себя в том, что "уж кто
- кто, а я то смогу выиграть". По крайней мере просто не
думаем по-настоящему всерьез о своей смерти. Таким образом, патологическую
тревожность можно считать неосознаваемым страхом смерти.
Патологическая тревожность так сильно отравляет наше существование,
что сама становится угрозой. Поэтому мы посвящаем значительную
часть своей жизнь борьбе с тревогой. Для этого создано даже специальное
оружие – психологические защиты. Только
эти мероприятия отвлекают нас от противостояния реальным угрозам.
А это, в свою очередь, усиливает тревожность. Круг замкнулся.
Как быть в такой ситуации? Ведь если причина болезненной тревожности
кроется в человеческой смертности, то мы не можем устранить причину
– смерть. Это верно, но есть одно «но». То, как человек воспринимает
опасность, важнее самой опасности. Это предоставляет широкие возможности
для маневра. В результате тревогу можно вернуть в нормальное,
здоровое русло, когда она будет не мешать, а помогать жить.
Единственное препятствие на этом пути – это инертность человеческого
мышления. Мало просто решить думать иначе. Часто для того, чтобы
не скатиться в старую колею необходима внешняя сила, которая будет
обращать внимание на такие «соскальзывания» и помогать прокладывать
новую дорогу. Такой силой является психотерапия.
Конечно, есть и другие способы. Надежнее психотерапии оказывается
столкновение с собственной смертью в результате травмы или болезни.
Когда неопределенность сменяется определенностью и понимаешь,
что уже поздно тревожиться, тогда можно позволить себе просто
насладиться настоящим – когда нет будущего, нет и тревоги связанной
с ним. Вот только стоит ли доводить дело до таких крайностей?
Или, все-таки, лучше перестать беспокоиться и начать жить?