|
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ |
Нет такой большой и сложной проблемы, от которой
нельзя было бы сбежать.
NN
То, что в психотерапии называется "защита", чаще всего является
вполне нормальным способом восприятия и переживания происходящих
событий. Психологические процессы, называемые защитами, выполняют
вполне полезную функцию - помогают нам уменьшать чувство тревоги,
порождаемое неопределенностью, непредсказуемостью или неоднозначностью,
присущей человеческому существованию. Они являются своего рода
ситом, через который мы пропускаем всю входящую информацию, отбрасывая
"не удобные" для себя мысли и события. Защиты продолжают
действовать на протяжении всей жизни, помогая избежать столкновения
с тревогой, горем или другими разрушительными эмоциональными переживаниями,
или справиться с ними. Так же психологические защиты помогают
сохранить самоуважение, так как потеря самоуважения вызывает чувство
вины и тревогу.
У каждого человека существует свой излюбленный набор защит, который
сформировался в результате взаимодействия по меньшей мере четырех
факторов:
-
врожденного темперамента;
-
стрессов, пережитых в раннем детстве;
-
защит, образцами для которых (а иногда и
сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры;
-
усвоенных опытным путем последствий использования
отдельных защит.
Концепция защит лучше всего развита в психоанализе. Там защиты
разделяют на две группы - защиты "низшего порядка" и защиты "высшего
порядка". Примитивные защиты действуют общим образом, подчиняя
себе и мысли, и чувства и поведение человека, в то время как более
развитые защиты воздействуют на что-то одно - мысли, чувства,
ощущения, поведение, или некоторую их комбинацию. Так называемые
примитивные защиты - это, скорее всего, просто способы, с помощью
которых ребенок естественным образом постигает мир. Эти способы
обретения опыта присутствуют в каждом из нас, независимо от того,
имеем мы или нет сколько-нибудь заметную патологию. Проблемы возникают
лишь в тех случаях, когда существует недостаток в более зрелых
психологических навыках или когда данные защиты упорно используются
для исключения возможных других. Все мы отрицаем, все мы морализируем
и все имеем стремление к всемогуществу. Проблема не в том, что
есть те или иные защиты. Проблема возникает тогда, когда защиты
не просто ослабляют силу воздействия на нашу психику, а изолируют
человека от внешней реальности, становясь непреодолимым барьером
за которым личность отсиживается как в бункере, потеряв связь
с внешним миром.
Отдельным пунктом можно поставить
защиты от страха
смерти, основой которых является вера в собственное
бессмертие и ее производные: вера в собственную
исключительность, и веру в существование конечного
спасителя. |
|
|
|
|