Каждая проблема имеет решение. Единственная
трудность заключается в том, чтобы его найти.
Эвви Неф
Каждая решенная проблема порождает новую неразрешимую
проблему.
Министерство труда США
Человек развивается очень неравномерно. Особенно эта неравномерность
ощутима в детском возрасте. Давно замечено, что есть периоды относительно
спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.
Критические периоды сопровождают человека на протяжении
всей жизни. То, что наибольшее внимание уделяют кризисам детского
возраста понятно - кризисы происходят с детьми, но все трудности
приходится расхлебывать взрослым. А все потому, что за время критических
периодов ребенок за очень короткий срок меняется практически весь,
в основных чертах личности. Это революционные, бурные перемены как
по скорости, так и по смыслу совершающихся перемен. Кризисы у взрослых
протекают менее бурно, но это не значит, что они менее важные и
безболезненные. Просто взрослые научились скрывать происходящее
с ними.
Для критических периодов характерны следующие особенности:
а) Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент
его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается
в середине кризиса. В это время кризис достигает максимальной
силы и становится заметным со стороны.
б) Наблюдается асоциальность (не путать с антисоциальностью),
которая проявляется в строптивости, падении работоспособности,
возрастает количество конфликтов с окружающими. (Трудновоспитуемость
детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой
их эмпирического изучения.) Внутренняя жизнь человека в это время
связана с мучительными переживаниями.
в) Во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается,
скорее, разрушительная, нежели созидательная работа. Человек не
столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде.
Но это только кажется, что в критические периоды происходят только
разрушительные процессы. Возникновение нового в развитии непременно
означает отмирание старого. И то, что в быту, собственно, и называют
кризисом, это, на самом деле, вторая, кульминационная фаза кризиса.
Итак, критические периоды состоят из трех этапов:
Смысл и значение кризиса становятся более понятны, если рассматривать
их начиная с последней - посткритической фазы кризиса. В этот
период человек оказывается как бы у разбитого корыта - большая
часть того мировоззрения, что было ранее, разрушена, поэтому приходится
создавать нечто новое. Это новое строится в срочном порядке, на
обломках старого мира, сразу после его крушения. Пока это просто
каркас будущего здания. Следующий затем период затишья посвящается
облагораживанию этого каркаса теми знаниями и умениями, которые
мы приобретаем день за днем. Так происходит до тех пор, пока эта
конструкция не перестает вмещать все то новое, что появляется
в жизни человека. Тогда и наступает предкритическая фаза - столкновение
с мыслью, что в старые стены не втиснешь новую мебель. А коли
так, значит надо снова все ломать. И мы опять оказываемся в кульминационной
фазе кризиса. Круг замкнулся. И, хотя, ломать - не строить, ломать
свое чертовски обидно. Тем обиднее, чем больше надежд возлагалось
на то, что предстоит рушить. Так что сила кризиса пропорциональна
степени разочарования в разрушаемом мировоззрении. Этим объясняется
и то, почему кризисы взрослого возраста проходят более незаметно
- взрослые не склонны полностью разрушать построенное здание.
Они делают перепланировку. Дешево и сердито.
Итак, кризисы. Пока что их 8: