<%@LANGUAGE="JAVASCRIPT" CODEPAGE="1251"%> Сайт врача-психотерапевта Пожидаева И.Н., г. Новосибирск
  Rambler's Top100
 
   

Сайт TREVOGA.NAROD.RU посвящен тревоге, ее причинам, формам проявления и влиянию на здоровье человека. Необходимость рассмотрения тревоги вызвана тем, что, с одной стороны, тревога является одной из основных причин всей психопатологии не органического происхождения. С другой стороны, степень тревожности общества постоянно растет и дальше будет только усиливаться, поэтому будет расти и число как невротических, так и психотических расстройств. Понимание сути тревоги может, в некоторой степени, ослабить эти неприятные тенденции.
У читателя может создаться впечатление, что сайт "перегружен" темой смерти. Так оно и есть. Это сделано преднамеренно, так как тема смерти постоянно всплывает в ходе психотерапевтической работы, что говорит о ее важности для пациентов (если только не стараться этого не замечать). Кроме того, в Интернете не так много психотерапевтических материалов, уделяющих этой теме достаточное внимание. Поэтому здесь я стараюсь восполнить этот пробел.

Содержание сайта отражает личную позицию автора и не претендует на абсолютную истинность.

 
| | | | | |    
Тревога
Психологические защиты
Неврозы
Психотерапия
Психотерапевты
Кому нужна психотерапия
Люди
Рождение
Периоды жизни
Возрастные кризисы
Смерть
 
Если этот сайт интересен вам, проголосуйте за него - это поможет другим людям быстрее находить его в поисковых системах.
Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС!
Rambler's Top100
Коллеги в сети (Ссылки)
Психотерапия, консультации и обучение гештальт-терапии »

психологические защиты

Психологические защиты от страха смерти

Все можно пережить, кроме смерти.
Оскар Уальд

Опыт учит нас, что умирают всегда другие.
Станислав Слонимский

Страх смерти был присущ людям всегда. Письменные источники с самых древних времен уделяют этому страху то или иное внимание, призывая относиться к смерти спокойнее, так как она не означает прекращения существования. Смерть - это просто переход в иной мир, в иное качество. Но. Оттуда еще никто не вернулся, чтобы подтвердить это утверждение. (Клиническая смерть не в счет, так как реанимированный человек не покойник. Пусть сначала докажет, что был ТАМ?) Если учесть, что знакомство человека с таким явлением как смерть происходит в раннем детском возрасте (о чем более подробно говорится на странице "раннее детство"), когда представление о реальности еще далеко от этой реальности, то неудивительно, что дети до жути бояться того, что их "не будет". Отсутствие представления о времени не позволяет ребенку отодвинуть смерть в будущее, так как будущего просто не существует (Попробуйте объяснить трехлетнему ребенку, что конфетку, игрушку и т.п. он получит завтра). Поэтому, единственным способом избавить себя от ужаса надвигающегося небытия становится отрицание смерти - вера в то, что не умрешь никогда - вера в свое бессмертие. Эта уверенность формируется под чутким руководством взрослых. И это, наверное, единственный разумный способ дать ребенку возможность нормально развиваться, а не пребывать в ступоре безнадежности. Но со временем вера в бессмертие начинает требовать подкрепления. "Почему я не умру, если все люди умирают?" Единственное "разумное" обоснование такому везению - уверенность в своей уникальности и исключительности. Причем вовсе не обязательно быть Самым Гениальным Гением. Можно быть Исключительно Несчастным, но все равно неповторимым.
По мере взросления люди набираются ума-разума и уже со школы официально на бессмертие никто не претендует. Но иррациональная вера в бессмертие продолжает существовать в каждом из нас чуть ли не до последнего вздоха.

Чуть позже вера в свою исключительность разделяется на два принципиально разных пути: веру в собственное могущество, в свою способность так или иначе избежать смерти и веру в то, что такую исключительную персону кто-нибудь спасет - веру в спасителя. Причем этим "кем-нибудь" может быть кто и что угодно - отец, мать, муж, государство, медицина, Бог, Судьба, Случай - все что угодно.

Идя по первому пути, человек верит, что может сам достичь бессмертия, приложив к этому определенные усилия. Уже лет с 6 мы знаем, что умирают либо потому, что стареют, либо по глупости: попадают под машины, тонут, заболевают, попадают в руки бандитов, и т.п. А раз так, то избежать смерти можно, если быть Самым внимательным, Самым сильным, Самым умелым, и т.д. В этом случае ребенок всегда будет «дергать смерть за усы», рисковать, чтобы убедиться в своем могуществе. Лазанье по деревьям, прыганье с подножек поездов, гонки на мотоциклах, машинах, прыжки с парашютом – все это оттуда. Со временем физический риск дополняется финансовым. Ведь чем выше риск, тем значимее победа, а, значит, и ощущение могущества. Но в происходящих событиях участвуем мы не одни, поэтому для обеспечения нужного результата необходимо самому контролировать ВСЕ происходящее. Такое стремление к самостоятельности и контролю – это же здорово! – это активная жизнь, достижения, успех… Вот только зеркало смотрит на тебя усталыми глазами, и по лестнице уже не взбегаешь, с детьми отношения не складываются. И что Вы чувствуете? – Бессилие. Всемогущество не состоялось!.. А ведь этому была подчинена вся жизнь. И рушится не просто вера в свое могущество – рушится вся жизнь.

Второй путь – путь определенной зависимости, ожидания того, что кто-то придет и все сделает. Обычно такие дети не рискуют, а вырастая ничего не решают сами. Часто это путь постоянного недовольства тем, что эти «кто-то» делают все «не так», и бессилия что-либо изменить. Вступая на него, не утруждаешь себя стремлением все контролировать и решать, потому, что это задача Спасителя. Ведь если он не будет контролировать все на свете, как он убережет от опасностей? Поэтому, пусть он все решает и за все отвечает. И жить становится легко и просто. Ощущение надежного тыла, который есть "где-то там" делает человека увереннее. Если этот конечный спаситель является фигурой абстрактной (Бог, Судьба и т.п.), человек может смело идти на серьезный риск, будучи уверенным, что ему не дадут погибнуть. Такая уверенность может существовать очень и очень долго. Пока, однажды, не случается то, чего просто не могло, не должно было произойти: смертельная болезнь, либо крах надежд, за осуществление которых должен был отвечать ОН (спаситель). Последнее происходит особенно часто. Вдруг начинаешь понимать, что живешь не «своей» жизнью. Что ничего «своего» не происходит. Просто сидишь и ждешь, когда же, наконец, начнется «МОЯ» жизнь. А она не начинается... Она - проходит.

На самом деле, мало кто идет только по одному пути. Чаще – это две обочины одной дороги, а нас бросает из стороны в сторону: то мы верим в себя, то – в Него. Но и то и другое нужно для того, чтобы обеспечить себе вечность. Авансом. И на это уходит все время. «…Но я не сижу без дела. Я пашу как лошадь. Правда, все для них. Но как сделаю все для них, так заживу для себя…» И так все время.

 
 
©2005. Пожидаев И.Н.
 
Сайт создан в системе uCoz