|
|
Кризис подросткового возраста (13
лет) |
Относится к числу острых. Это кризис социального развития, напоминающий
кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном
смысле.
В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная
фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости,
снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении
личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.
Симптомы кризиса
-
Наблюдается снижение продуктивности и способности
к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок
одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание
(например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и
прежде, только механические задания.
Это связано с переходом от наглядности
и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок,
умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую
ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит
логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании
доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его
начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения
мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить
музыку, самое абстрактное из искусств.
Происходит открытие мира психического, внимание подростка
впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает
интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира
собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний
и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки
ведут дневники.
-
Второй симптом кризиса - негативизм.
Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма
по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от
среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно
испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление
к одиночеству, к самоизоляции.
У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек,
и начинается позже - в 14 - 16 лет.
Почему это происходит? Против чего бунтует это, вчера еще такое
милое, дитя? Да против взросления вся эта война. Кто сказал, что
дети хотят быть взрослыми? Граждане! Одумайтесь! Дети хотят оставаться
детьми. Если они чего и хотят, так это вседозволенности, которую
они называют свободой. Просто мы, взрослые, почему-то решили,
что свобода имеет какое-то отношение к ответственности. И, вместо
того, чтобы разгребать последствия "детских шалостей",
заставляем делать это самих деточек.
Ребенок, столкнувшись с необходимостью планирования и осуществления
действий, и получения результата вскоре выясняет смысл фразы "гладко
было на бумаге, да забыли про овраги". Растратив эйфорию
самостоятельности, он просто хочет и честь соблюсти, и капитал
приобрести: делать то, что хочет и не отвечать за свои поступки.
Поскольку дети - очень хорошие психологи, а родители удивительно
предсказуемы, то сделать казалось бы невозможное - раз плюнуть.
Достаточно самостоятельно отмочить что-нибудь такое... И предки
тут же возьмут свего клона на "короткий поводок". Причем,
в глазах друзей-подруг славное чадушко будет казаться невинной
жертвой тупых "стариков", которые ни черта не смыслят
в этой жизни.
Но не все так грустно. Поведение подростка во время кризиса не
обязательно имеет негативный характер. Психологи выделяют три
варианта поведения:
-
Негативизм ярко выражен во всех областях
жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо
подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших,
возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание.
-
Ребенок - потенциальный негативист. Это
проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом
как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты,
угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство,
примерно 60 процентов.
-
Негативных явлений нет вовсе у 20 процентов
детей. На этом основании можно предположить, что негативизм
- следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические
исследования также показывают, что есть народы, где подростки
не переживают кризиса.
|
|
|
|
|