|
|
Кризис трех лет |
Кризис 3-х лет относится к числу острых. На подходе к кризису
присутствует четкая симптоматика:
-
дети демонстрируют острый интерес к своему
изображению в зеркале;
-
ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован
тем, как он выглядит в глазах других. (У девочек появляется
интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность
своей эффективностью, например, в конструировании.)
-
неудачи переживаются очень болезненно.
Ребенок становится неуправляем, легко впадает в ярость. Поведение
почти не поддается коррекции. Этот период труден как для взрослого,
так и для самого ребенка. Симптомы кризиса называют семизвездием
кризиса 3 лет.
-
Негативизм - реакция не на содержание предложения
взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать
наоборот, даже вопреки собственному желанию.
-
Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то
не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он
связан своим первоначальным решением.
-
Строптивость. Она безлична, направлена против
норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
-
Своеволие. Стремится все делать сам.
-
Протест-бунт, будто ребенок в состоянии
войны и конфликта с окружающими.
-
Симптом обесценивания проявляется в том,
что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
-
Деспотизм. Ребенок заставляет родителей
делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и
братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со
становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам".
Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".
Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии
аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться
воля, которую Э. Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью).
Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся
сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии
возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости
ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
В этот период ребенок должен научиться соотносить свое "хочу"
с "должен" и "нельзя", и на этой основе определить свое "могу".
Кризис затягивается, если взрослый поощряет у ребенка позицию
"хочу", создавая ощущение вседозволенности, или перегружает его
с позиции "нельзя" запретами.
Для успешного преодоления ребенком этого трудного периода следует
предоставить ему сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.
Наилучшим местом для такой деятельности является игра. Игра с
ее особыми правилами и нормами служит для ребенка тем "безопасным
островом, где он может развивать и апробировать свою независимость,
самостоятельность" (Э. Эриксон).
|
|
|
|
|