Это кризис напоминает кризис 1 года. Ребенок регулирует свое
поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять
претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С
одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность,
которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими
как неискренность. С другой стороны, он кажется излишне взрослым.
Для ребенка распадается единство чувств и разума. Ребенок не владеет
своими чувствами - не может сдерживать, и не умеет управлять ими.
Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел
еще другие.
Главная потребность - уважение. Любой младший школьник высказывает
претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на
признание его независимости. Если в это время проявлять неуважение
к ребенку, то это повлечет за собой недоверие с его стороны к
окружающим. В дальнейшем невозможно будет строить отношения с
этим человеком на основе понимания, так как он будет с опаской
ожидать от окружающих унизительных выпадов в свой адрес.
Дети учатся удовлетворять свой физические и духовные потребности
способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются.
Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать
неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль.
Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта
и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют
неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки,
это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением
к самостоятельности и ответственности.