Не ошибается тот, кто ничего не делает
Ответственность. Извечный Российский вопрос: "Кто виноват?"
Вот только причем здесь ответственность? А непричем. Ответственность
и вина это две слишком разные категории.
Слово "ответственность" происходит от слова "ответ".
Ответ бывает только на вопрос. На какой вопрос отвечает "ответственность"?
На вопрос: "Кто сделал?" Но вопрос "Кто это сделал?"
можно сформулировать иначе: "Кто автор?" Раз так, то
"ответственность" - это вопрос об авторстве. Автор -
это тот, кто все "Это" придумал и воплотил в жизнь.
Быть автором чего-либо, значит быть причиной этого самого "чего-либо".
Как же случилось, что из авторства сделали виновность?
Это началось давным-давно. В самом начале нашей более-менее долгой
жизни мы сталкиваемся с волей родителей, подкрепляемой наказанием.
Поскольку не все родительские требования нам понятны, то и не
всегда понятны наказания за непослушание и самодеятельность (а
значит, за инициативу и авторство!). Зато становится понятен Первый
Закон Социализма: "Инициатива наказуема". (Как хорошо
сказал об этом, в свое время, Жванецкий: "Ты предложишь,
тебя же заставят делать, тебя же и накажут, за то, что плохо сделал".)
Так начинается познание необходимости нести социальную ответственность
- отчитываться перед КЕМ-ТО за свои поступки. Вот здесь-то и появляется
такая хитрая лазейка: если ты докажешь свою беспомощность, то
найдется тот, кто и решение примет, и даже сделает все за тебя.
Пассивность оборачивается выигрышем. Если все получилось хорошо,
то хорошо. А если что не так, то "с меня и взятки гладки".
Ведь отвечает-то автор. Милый пустячок, который оборачивается
большими проблемами: отвыкнув быть творцом в малом, перестаешь
творить вообще. Так и продолжаешь надеяться на того, кто решит,
что надо делать.
Это ожидание имеет еще одно "преимущество": когда что-то
идет "не так", запросто можно убедить себя в непричастности
к происходящему. Подумать: "Это не я. Меня заставили".
Позиция непричастности хорошая основа для иллюзии безупречности.
Ведь если являешься создателем своих неприятностей, то самому
же и придется их переделывать. Исправлять ошибки. А где гарантия,
что не ошибешься снова? Ее нет. Но любой "ошибочный"
выбор подрывает уверенность в собственной безупречности, способности
делать ВСЕ правильно. "Если я способен делать неправильный
шаг, то где гарантия, что он не окажется непоправимым, роковым?"
Если же "Это все они...", то и переделывать им же. "Меня-то
упрекнуть не в чем".
Как много в Вашей жизни было решений,
о которых бы Вы никогда нисколечко не пожалели? О том, что пошли
учиться "не туда", "не туда" устроились
работать. "Не за того" вышли замуж, "не на той"
женились? Не уехали "туда", когда еще было можно?
Как много людей ни разу в жизни не подумали о том, что будь
возможность, они бы "сейчас сделали по-другому". Мне
такие еще не встречались.
Страх ошибиться крепко стоит не только на пережитках счастливого
детства, но и на иллюзиях "Единственно Верного Пути"
и "Единственно Правильного Решения". Большинство людей
в той или иной степени верит в существование Правильности. Мы
вполне искренне считаем, что если все делать правильно, то все
будет хорошо. (Отсюда - следствие: "Если дела идут плохо,
значит что-то сделано неправильно".) Быть "Правильным"
- обязательное условие достижения Счастья. Нужно только найти
эту верную дорожку. Вот только их слишком много, а выбрать надо
одну. А время-то идет. Что делать? А вдруг это не то? В итоге
- полный ступор, выйти из которого без посторонней помощи удается
не так уж и часто. Но! Помощь помощи рознь. Можно взять и сказать,
что именно надо делать. И услышать тысячу благодарностей, и не
услышать миллион проклятий за спиной, так как все равно не угадаешь,
что другому нужно на самом деле. А можно иначе - не говорить,
что именно делать, а помочь человеку почувствовать свою собственную
ответственность за свою жизнь. Научить выбирать (отказываться),
принимать решения и быть автором, творцом своей жизни, чтобы сделать
себя счастливыми. В детстве этому должны учить родители. Взрослых
этому учат психотерапевты.